Страничка психолога

 


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Адаптация первоклассников
                              Родителям первоклассников

 

       Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни (6-7 лет) меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника». Именно она помогает маленькому ученику преодолевать трудности школьной жизни, выполнять новые обязанности.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

 

  

 Уважаемые родители первоклассников! Для того чтобы уберечь вас от некоторых, к сожалению, очень распространенных ошибок, мы хотим предложить вам несколько советов. Прочитав, подумайте, какие из них наиболее актуальны для вас и вашей семьи. Попробуйте следовать этим советам. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком.                                                   Итак, практические рекомендации:
  1. Будите своего ребенка спокойно. Проснувшись, он должен видеть вашу улыбку и слышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по мелочам, даже если вчера предупреждали.
  2. Не торопите. Рассчитывать время – ваша задача, и если вам это плохо удается, то это не вина ребенка.
  3. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих оценок» и т. д. пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
  4. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не задавайте ему тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если же ребенок слишком возбужден, если хочет поделиться чем-то, не игнорируйте, послушайте – это не займет много времени.
  5. Если видите, что ребенок расстроен, но молчит, не расспрашивайте, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
  6. Выслушав замечания учителя, не спешите ругать, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем состоялся без ребенка. Кстати, не лишним будет выслушать «обе стороны» и не спешить с выводами.
  7. Если ребенок занимается дома, не заставляйте делать все задания в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут «перерыва». Лучше, если они будут подвижными. Лучшее время для занятий дома с 15.00 до 17.00.
  8. Во время выполнения заданий не сидите «над душой». Дайте ребенку возможность работать самостоятельно. Но если уж необходима ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается).
  9. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», иногда условия становятся неосуществимыми независимо от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  10. Найдите на протяжении дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  11. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом. Не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
  12. Помните, что на протяжении учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижается работоспособность. Это:

o   первые 4-6 недель для первоклассников;

o   конец второй четверти;

o   первая неделя после зимних каникул;

o   середина третьей четверти.

В эти периоды следует быть особо внимательными к состоянию ребенка.

  1. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели трудностей в обучении.
  2. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже взрослый» 6-7-летним детям) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю «контрольную» и т. д.

15.    Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

16.    С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек не менее авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

 

Завтра новый день, и вы должны сделать все, чтобы он был спокойным, хорошим и радостным. Немного постаравшись, можно прожить его без нервов и нотаций.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Адаптация учащихся пятого класса                                                       к новой ступени обучения   
Родителям пятиклассников

 

Пятый класс для учащихся довольно сложный период, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации. Психологическая адаптация – процесс приспособления к новым условиям и обстоятельствам жизни (в данном случае – к условиям обучения в среднем звене школы, к новым требованиям, повышению учебной нагрузки и т. д.).

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, наоборот чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. У большинства детей процесс адаптации длится 2-4 недели.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Успешность адаптации пятиклассников обусловлена совокупностью внешних и внутренних факторов:

o   к внутренним факторам относятся состояние здоровья пятиклассника, уровень интеллектуального развития, эмоциональная устойчивость, самоконтроль поведения, работоспособность, дисциплинированность, добросовестность, решительность, коммуникативные способности, социальная смелость, учебная мотивация, а также степень сформированности учебной деятельности;

o   к внешним факторам относятся экология, социально-экономические характеристики семьи, особенности образовательной среды (согласованность программ обучения, организация учебного процесса, тактика педагогических воздействий, согласованность требований к деятельности).

Каждый переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.

 

Возрастные психологические особенности пятиклассников:

o   потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

o   повышенная утомляемость;

o   стремление обзавестись верным другом;

o   стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

o   повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе;

o   стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;

o   отсутствие авторитета возраста;

o   отвращение к необоснованным запретам;

o   восприимчивость к промахам учителей;

o   переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;

o   отсутствие адаптации к неудачам;

o   отсутствие адаптации к положению «худшего»;

o   ярко выраженная эмоциональность.

 

Признаки успешной адаптации:

ü  удовлетворенность ребенка процессом обучения;

ü  ребенок легко справляется с программой;

ü  степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

ü  удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

 

Признаки дезадаптации:

ü  усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;

ü  нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;

ü  стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;

ü  нежелания выполнять домашние задания.

ü  негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;

ü  жалобы на те или иные события, связанные со школой;

ü  беспокойный сон;

ü  трудности утреннего пробуждения, вялость;

ü  постоянные жалобы на плохое самочувствие.

 

Как помочь ребенку в обучении?

 

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайтесь обычным вопросом: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.

 

Регулярно беседуйте с классным руководителем и  учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, как можно скорее встретьтесь и обговорите это с классным руководителем, психологом. Если в семье произошли события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка, сообщите об этом классному руководителю. Именно изменения в семейной жизни часто объясняют внезапные изменения в поведении детей.

 

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий.

 

Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Следует также иметь информацию о дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе.

 

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, и следите за выполнением этих установок. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

 

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих периодов. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

 

v  Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Одобрение: «Я тебя люблю», «Я верю, ты сможешь», «Я с тобой, у тебя все получится».

 

Обратите внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию. Малоподвижный образ жизни приводит к застойным явлениям, недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка.

 

Давайте ребенку отдых от ваших внушений.  По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 раз - в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.

 

Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Ребенок должен чувствовать вашу поддержку и одобрение.